Организация совместной работы над проектом при использовании технологии трехмерного проектирования на платформе AutoCAD

Давыденко Е.А.

Данная статья – первая попытка поделиться опытом «НЕОЛАНТ» в области внедрения САПР в части организации совместной работы по 3D проектированию разных специалистов в сфере промышленного и гражданского строительства.

Несмотря на многочисленные публикации, доклады на мероприятиях, обсуждения в Интернете, все-таки еще не так много проектных организаций могут похвастаться тем, что все разделы проектирования ведутся в AutoCAD. Поэтому наш опыт, во-первых, внедрения подобных решений у заказчиков, а во-вторых, собственного использования в Инжиниринговом центре «НЕОЛАНТ Проект», специализирующемся на проектировании объектов обустройства месторождений, может оказаться полезным.

При этом в области внедрения средств комплексной автоматизации проектной деятельности «НЕОЛАНТ» всегда специализировался на отраслях ТЭК – в первую очередь, это нефтегаз, а также объекты энергетики. Ключевым разделом проектирования здесь всегда было технологическое проектирование, и если говорить о том, какие продукты Autodesk могут закрыть потребности разных специальностей в специализированных решениях, то наше видение представлено в Таблице 1. Хочу отметить, что наконец и в России вышел важнейший для отрасли ТЭК продукт – AutoCAD Plant 3D, и теперь Autodesk имеет полную линейку для решения задач комплексного проектирования в этой отрасли.

Разделы проектирования Продукт Autodesk

Конвисар Е. П., Директор по маркетингу ЗАО «НЕОЛАНТ»

Регламент – основной инструмент в преодолении сложностей внедрения 3D

При построении комплексной системы, обеспечивающей сквозное проектирование промышленных объектов на платформе AutoCAD, можно столкнуться с рядом технических сложностей. Это связано с различием архитектуры и идеологии построения специализированных вертикальных решений. Ведь взаимодействие между системами может быть реализовано различными способами – через общие базы данных, общие интерфейсы передачи данных, а также и встроенные в платформу инструменты взаимодействия посредством внешних ссылок.

Механизмы и схемы взаимодействия, по нашему мнению, необходимо регламентировать на первом этапе внедрения САПР (типы ссылок, точки подключения, ориентация файлов, масштаб, слои и т.д.), это исключит возможные курьезные ситуации, когда при сборке разные блоки модели не стыкуются, не отображаются, имеют разную ориентацию в пространстве и т.д. Исправление данных ошибок при создании сложной модели занимает достаточно большое время, в особых случаях сравнимое со временем создания отдельных компонентов модели.

Как регламент работать помогает

На рисунке 1 представлена схема взаимодействия участников проекта, учитывающая как конечную сборку модели, так и механизмы согласования решений на этапе проектирования. В схеме учтены проблемы, связанные со сложностью администрирования модели. Вложенность ссылок ограничена четвертым уровнем для объектов, типа НПС (нефтеперекачивающая станция), ДНС (дожимная насосная станция), УПСВ (установка предварительного сброса воды) и т.д., в состав которых входят различные сооружения (на схеме обозначены как «Сборки по объекту») и наружные сети на площадке (на схеме обозначены как «Сети»).

Поскольку схема дана как пример, в ней не указаны все разделы, по которым выпускается ПСД, однако показаны основные механизмы сборки и взаимодействия. Так, если раздел содержит большой объем данных или его выполняют разные специалисты, разумно разделять его на локальные сборки (на схеме раздел ТХ разбит логически на ТХ1 и ТХ2). При создании чертежей по разделу в качестве источника рекомендуется применять модель сборки раздела (на схеме из раздела КМ генерируются чертежи) или часть сборки (на схеме из модели ТХ2 создается чертеж). Если на чертеже должны присутствовать данные смежных разделов, они подключаются внешними ссылками в конечный чертеж (на схеме в чертеж ТХ2 подключена информация из раздела КМ).

Данную схему «НЕОЛАНТ» совместно со своими Заказчиками успешно применяет при проектировании объектов обустройства нефтяных месторождений и других технологических объектов. Кроме того, она является основой «Регламента оформления проектной документации с применением САПР» «НЕОЛАНТ Проект», в который также входят такие основополагающие разделы, как правила именования документов и директорий, правила использования стилей AutoCAD (стили текста, размеров, линий и т.д.), процедура передачи заданий и т.д.

Рисунок 1. Схема взаимодействия участников проекта

А если базового регламента недостаточно?

Нередко компании выбирают мультиплатформенное решение, так, например, на платформе AutoCAD и вертикальных решениях выполняют генеральный план, наружные сети, автодороги, в Autodesk Inventor проектируют нетиповое технологическое оборудование, а на платформе Revit выполняются архитектурно-строительные разделы и внутренние коммуникации. В этом случае схема взаимодействия значительно усложняется, особенно в части поддержания актуальности данных - могут появиться обменные форматы, которые не поддерживают динамическое обновление внесенных изменений. В таких сложных ситуациях специалисты «НЕОЛАНТ» оказывают необходимые консультационные услуги по разработке регламентов под индивидуальные задачи Заказчика.

Кроме того, нет такого предприятия, где использовались бы продукты только одного производителя. И в этом случае организация совместной деятельности требует, во-первых, наличия компетенций во внедрении продуктов от разных производителей, а, во-вторых, еще более тщательного и индивидуального отношения к созданию регламентов. Использование продуктов от разных производителей осложняется еще и проблемами межплатформенной трансляции данных. «НЕОЛАНТ» предлагает решение и на этот случай – с помощью собственного, не имеющего аналогов даже на мировом рынке, продукта InterBridge, позволяющего транслировать графические и семантические 2D/3D данные из САПР различных платформ в единую цифровую модель и обратно – из модели в продукт на другой платформе.

Как избежать сложностей при визуализации проекта

В рамках данной статьи отмечу еще одну схему организации данных, с которой, как правило, сталкиваются, когда проект уже выпущен. Речь идет о сборке объекта для демонстрации Заказчику. Проектная модель может быть достаточно большой и для демонстрации в этом случае удобно использовать продукт NavisWorks компании Autodesk. В нем выполняется визуализация объекта, накладываются текстуры, объектам назначаются корпоративные цвета и т.д. Но от того, как организованы данные в проекте, очень сильно зависит трудоемкость процесса оформления. Если не позаботиться о корректной сборке «визуализационной» модели еще на этапе проектирования, может потребоваться корректировка «проектной» модели, что грозит дополнительным отрывом от производства специалистов, работавших над проектом.

Рисунок 2. 3D модель нефтеперекачивающей станции

На данной модели представлен типовой проект НПС. Проект выполнен с применением комплексного решения из линейки программных продуктов компании Autodesk и содержит следующие разделы:
  • ТХ – Autodesk AutoCAD Plant 3D
  • OВ – Autodesk AutoCAD MEP
  • ВК – Autodesk AutoCAD MEP
  • АР – Autodesk AutoCAD Archirecture
  • КМ – Autodesk AutoCAD Structural Detailing
  • КЖ – Autodesk AutoCAD Structural Detailing
  • Визуализация и проверка на коллизии – Autodesk Navisworks Manage
Работа выполнена сотрудниками Инжинирингового центра «НЕОЛАНТ Проект».
Источник.