21 июня в Санкт-Петербурге, на Судостроительном заводе «Северная верфь», прошла XIII Международная конференция МОРИНТЕХ-ПРАКТИК «Информационные технологии в судостроении-2012». АСКОН поднял на конференции актуальную тему информационного обмена между конструкторскими бюро (проектантами) и судостроительными предприятиями и рассказал об опыте ОАО «ПО «Севмаш» по приему и обмену транспортными массивами с его проектантами на базе решений ПО АСКОН и систем, разработанных на самом Севмаше.

Александр Петров
Александр Петров

На секции «Корпоративные информационные системы» выступил заместитель директора по работе с ключевыми клиентами АСКОН Александр Петров. По его словам, большинство организаций сегодня имеют возможность как разрабатывать, так и передавать заказчику 100% конструкторской документации (2D-чертежи, спецификации, ведомости, различную эксплуатационную и ремонтную документацию) в электронном виде, а также 3D-модели в форматах применяемых CAD-систем.

Еще совсем недавно такое понятие, как «транспортный массив» с информацией, необходимой для подготовки производства, вообще никак не было регламентировано стандартами. Поэтому проектным организациям приходилось (и нередко приходится до сих пор) под каждое предприятие или проект согласовывать предметный состав и структуру такого массива и настраивать программное обеспечение.

«Объем информации, которая передается предприятиям-строителям, достаточно велик, одни и те же данные неоднократно дублируются, поэтому назрела необходимость регламентации набора данных, передаваемых на верфи, — поясняет Александр Петров. — И вот в 2011 году появились стандарты ГОСТ 2.511-2011 «ЕСКД. Правила передачи электронных конструкторских документов. Общие положения» и ГОСТ 2.512-2011 «ЕСКД. Правила выполнения пакета данных для передачи электронных конструкторских документов. Общие положения». Эти документы стали одними из первых, которые регламентировали обмен информацией в электронном виде».

На ПО «Севмаш» работы по приему предприятием специфицированных данных изделий машиностроительной части (МСЧ) и верфи от головных проектантов — ОАО СПМБМ «Малахит» и ОАО ЦКБ МТ «Рубин» — начались еще в 2004 году с определения типа и структуры файлов транспортных массивов для различных типов спецификаций верфи и машиностроения, разработки порядка формирования транспортных массивов у проектанта и приема их на предприятии. Был создан и настроен выделенный канал связи, согласованы регламентирующие документы. В настоящий момент все специфицированные данные по конструкторской документации, вновь разрабатываемой проектантами, поступает в ОАО «ПО «Севмаш»» в виде транспортных массивов по выделенным каналам связи.

С 2008 года, в соответствии с взаимосогласованными с ЦКБ-проектантами протоколами, транспортные массивы по заказным ведомостям и специфицированным данным изделий МСЧ загружаются в систему управления инженерными данными ЛОЦМАН:PLM. Все вновь разработанные проектантами изделия МСЧ, поступающие на предприятие в виде транспортных массивов, также загружаются в систему, образуя в ней конструкторский состав изделий МСЧ. Далее конструкторский состав изделия МСЧ из ЛОЦМАН:PLM используется САПР ТП ВЕРТИКАЛЬ для выпуска технологических процессов изготовления изделий. Таким образом, транспортные массивы проектантов находят широкое применение в ОАО «ПО «Севмаш», являясь основой инженерных данных об изделии, значительно сокращая время на получение, обработку и «жизненный цикл» информации.

По словам Александра Петрова, в настоящее время ОАО «ПО «Севмаш» и ОАО СПМБМ «Малахит» ведутся опытные работы по определению возможности использования вместо транспортных массивов по специфицированным данным изделий МСЧ XML-файлов по составу изделия, сформированных напрямую из PLM-системы проектанта. Возможность использования XML является шагом вперед в развитии информационного обмена между проектантами и судостроительными предприятиями.

Конференция МОРИНТЕХ-ПРАКТИК-2012
Конференция МОРИНТЕХ-ПРАКТИК-2012

Источник.