Лондонская Олимпиада – выставка достижений международного BIM-хозяйства

Владимир Талапов

Сейчас подготовка к Олимпиаде в Лондоне вступила в завершающую стадию. Правительственной организацией ODA и привлеченными ею компаниями в течение нескольких лет проведена огромная работа, теперь фактически наводится лоск на все уже сделанное (основные объекты Олимпиады согласно графику были сданы в эксплуатацию летом 2011 года).

ODA, государственная организация, отвечающая за разработку и строительство новых объектов и инфраструктуры, назначила себе партнера по разработкам, которым стал консорциум в составе компаний CH2M HILL, Laing O'Rourke и Mace (CLM). Таким образом, именно на него и была возложена основная ответственность за строительство объектов в Олимпийском парке и их инфраструктуры – от дорог и мостов до инженерных сетей. Совершенно очевидно, что масштаб прилагаемых усилий создал значительные трудности как перед ODA, так и перед ее партнером.

В рамках своих полномочий партнер выбрал компанию Bentley Systems как IT–провайдера для всей программы. Это соглашение сделало доступным для партнера и его подрядчиков систему централизованного управления инженерной информацией и совместной работой, а также унифицированный набор комплексных средств проектирования.

Конечно, только после завершения Игр можно будет серьезно проанализировать тот опыт, которым обогатилось человечество в процессе подготовки к этим соревнованиям. Но что-то можно отметить уже сейчас.

Думается, в организационно-строительной части эта Олимпиада, как никакая другая, прошла под знаком информационного моделирования и создания инфраструктуры. Причем как инфраструктуры всей системы олимпийских объектов, так и инфраструктуры проектной среды, в которой работали многие сотни проектно-строительных фирм. Последнее, пожалуй, в таких масштабах реализовывалось впервые.

Инфраструктура олимпийских объектов

Поскольку проведение Олимпиады 2012 года было запланировано в давно сложившемся городском ансамбле Лондона, проектирование было решено начать с объектов инфраструктуры, в которые затем органично встраивались знаковые олимпийские сооружения.

Рис. 1. Строительство главного стадиона Олимпиады в Лондоне и олимпийского Аквацентра и окружающей их городской инфраструктуры.

В таком случае совершенно логичным становилось создание единой информационной модели всего комплекса объектов, в которую вошли бы информационные модели отдельных сооружений. И, к чести организаторов Игр, им это удалось реализовать практически полностью и строго в отведенное время.

Рис. 2. Олимпийский парк. Компьютерная модель.

Проект Crossrail

Crossrail – это пригородная электричка, которая будет проходить через центр Лондона от Мейденхэда до Шенфилда. Она создана на основе французских электричек RER, охватывающаих центр и пригороды Парижа. Всего в Лондоне будет 39 станций, 30 из которых уже готовы. Остальные 9 будут построены. У некоторых станций будет проведена маштабная реконструкция. На первый взгляд, непосредственного отношения к Олимпиаде этот проект не имеет. Его реализация хоть и началась почти одновременно с решением о проведении Игр-2012 в Лондоне, но полное завершение (за госбюджетные деньги) планируется к 2018 году. И все же Crossrail также была максимально согласована с олимпийской инфраструктурой и единой моделью, а основная часть этой транспортной системы будет работать уже во время Олимпиады.

Рис. 3. Одна из станций Crossrail. Проект стал обладателем престижнейшей премии Be Inspired Awards 2010 компании Bentley.

Создание проектной инфраструктуры

Строительная программа Олимпиады 2012 выявила множество проблем в области управления инженерной информацией, поступающей от сотен подрядчиков. Для их решения была разработана и реализована система управления инженерной информацией и совместной работой, а также введен в действие общий набор комплексных средств проектирования для использования их консультантами и подрядчиками.

Система управления инженерной информацией и совместной работой

Такая система предоставила всем участникам проекта централизованный доступ к информации по архитектуре, инженерии и конструкциям, включая систему автоматизированного проектирования, а также единый модуль оценки качества работы пользователей. Все это, а также возможность использовать общий набор инструментов, предоставило платформу для комплексного проектирования, позволяя партнеру создать согласованную информационную модель для строительства.

На начальной стадии работы компания Bentley Systems определила требования и подготовила план по созданию стандартов, инструментов проектирования и управления инженерной информацией для всей программы. При этом надо отметить, что несмотря на свою очевидную полезность идея создания единой платформы для проектировщиков и инженеров полной реализации так и не получила из-за нежелания определенных подрядчиков использовать незнакомый набор инструментов.

В дальнейшем, чтобы все-таки добиться желаемого результата, партнер при заключении договора с новыми подрядчиками оговаривал в нем работу в едином, предоставленном партнером, программном обеспечении. Компания Bentley Systems выпустила лицензионную подписку на программы, которая позволила фирмам, работающим с ODA, использовать ПО в рамках одного годового лицензионного соглашения. Это централизованное финансирование лицензионной подписки ликвидировало стоимостной барьер для подрядчиков, делая их готовыми к использованию единых инструментов САПР.

Проблема единого подхода к программному обеспечению состояла также в том, что многие консультанты Великобритании использовали файлы САПР формата DWG и были нерешительны в смене платформы. Компания Bentley Systems предоставила им инструкции по преобразованию формата файла и передаче информации между их системой и системами других разработчиков, после чего интегрированная среда обеспечила необходимое взаимодействие систем.

Рис. 4. Строительство Аквацентра. Проект Zaha Hadid Architects.

Единая технология проектирования была реализована многопрофильной командой, представляющей ODA, партнера, компанию Bentley и шесть крупнейших подрядчиков в сфере проектирования и строительства. Через 18 месяцев после начала проекта эта команда установила программное обеспечение и объединила 80 компаний системой управления инженерной информацией и совместной работой. Конечно, были проблемы с подбором или переобучением персонала, работающего в предлагаемых программах.

Ведь очень часто проектировщики и консультанты первого уровня использовали продукцию Autodesk. Но постепенно все эти вопросы были сняты – желание участвовать в программе Олимпиады-2012 помогало преодолевать любые трудности, а сами компании в результате обогатились немалым опытом. Да и Autodesk с Bentley начали активное сотрудничество в области согласования обмена данными между своими программами.

Рис. 5. Сооружение Велопарка для Игр-2012.

Итак, мы видим интересный подход – никакой демократии, скорее методы Петра Первого, но все получилось, причем весьма эффективно! Хотя, если присмотреться, у подрядчиков выбор был: не хочешь работать в предоставляемом ПО – не работай на объектах Олимпиады. Видимо, успех такого подхода определил в дальнейшем его перенос на всю проектно-строительную отрасль Великобритании, но уже при внедрении не конкретных программ, а технологии BIM в целом.

База инженерных данных

Строительная программа Олимпиады 2012 собрала огромный объем инженерной информации. Многие подрядчики, принявшие участие в программе до реализации мероприятий по контролю документов, предпочли работу по проектированию в своих системах. Контроль за тем, кто, какие и где хранит документы в актуальной версии, был в такой обстановке очень трудной задачей. Поэтому было очень важно иметь единый источник корректной и обновленной информации по всем разделам проекта.

Созданная система управления инженерной информацией и совместной работой обеспечила хранение инженерной информации для огромного объема произведенных данных. Модульная система была внедрена на разных этапах работы, ее многоуровневая структура сделала возможным локальное внедрение на том же хорошем уровне, что и для всей среды. Система была установлена, настроена и заполнена более чем 100 000 документов к середине 2007 года, после чего предоставила всем единый источник достоверной информации для последних чертежей и других данных по разделам проекта. Теперь пользователи смогли быстро находить документы по ключевым словам, заголовкам, номерам чертежей и т.п. Все организации, вовлеченные в строительную программу, получили доступ к базе данных через экстрасеть ODA.

Рис. 6. Универсальный стадион О2 для Олимпиады в Лондоне.

Основным требованием системы было соответствие предоставляемых данных британскому стандарту BS-1192 («Совместное производство архитектурной, инженерной и конструкторской информации»). В качестве методологии для управления производством, распределением и качеством строительной информации BS-1192 использует упорядоченный процесс для сотрудничества и установленный порядок обозначений.

Система управления инженерной информацией и совместной работой предоставила инструменты, необходимые для гарантии соответствия BS-1192, которые поддерживали стандартные этапы создания компьютерной модели и чертежей: процесс проектирования, распределение, документацию и архивирование. Для решения поставленной задачи команда по интеграции и сотрудничеству создала файлы модели, чтобы сделать возможным координацию и интеграцию процесса проектирования. Это позволило совместить выявление и устранение несостыковок, что улучшило качество информации о строительстве.

Однако полностью вопрос осуществления соответствия стандарту BS-1192 остался неразрешенным, поскольку требование выполнять стандарты и порядок программы не было включено в ранние контракты и для некоторых подрядчиков таким образом не являлось обязательным. Для ODA это был хороший урок на будущее – было решено, что такие требования должны быть установлены в программе заранее и включены в контракты с самого начала.

Система контроля документов

В рамках системы управлением инженерной информацией компания Bentley разработала программу автоматического контроля документов (DCS) в процессе работы, а также методику, обеспечивающую гарантию качества CAD-файлов (QA).

По мере того, как внутренние и внешние пользователи получали доступ к инженерной информации, управление инженерными данными становилось все более затруднительным, поскольку внешние подрядчики получали доступ к базе данных через прямое соединение с главным сервером (в противоположность локальному серверу кэширования). В такой ситуации низкая скорость и проблемы пропускной способности мешали соединению. Система DCS решила эту проблему, предоставив упрощенное web–представление и локальное кэширование; таким образом, пользователям не нужно было больше возвращаться на главный сервер для корректной синхронизации данных.

В случае, когда CAD-файлы передавались в систему управления инженерной информацией и совместной работой, система контроля документов DCS автоматически проверяла их по методике гарантии качества. При этом она сохраняла версии файлов, чтобы предотвратить хранение одного и того же файла несколько раз, и препятствовала распространению файла до тех пор, пока его не утвердили на определенном уровне. По сути, система контроля документов управляла проектировочными изменениями в подробных чертежах.

В совместной работе с партнерами ODA гарантировала, что любые возникающие вопросы будут решены. Например, при представлении окончательных чертежей ODA должна была подтвердить, что набор документации полный. Для этого ODA пришлось разработать способы, чтобы гарантировать, что чертежи CAD представлены в соответствии с необходимыми стандартами. Но это обеспечило для других людей, работающих с этими чертежами CAD, функциональную совместимость и удобство в использовании.

Если же подрядчики были не в состоянии предоставить корректные чертежи, их конечный результат требовал весьма трудоемкой проверки и перепроверки. Для этого компания Bentley разработала специализированную систему QA гарантии качества CAD-файлов, чтобы проверять данные от подрядчиков до внесения их в систему управления инженерной информацией и совместной работой. Таким образом, пользователи системы имели определенную гарантию пригодности получаемой из нее информации к работе.

Использование всей системы управления информацией и инструментов проектирования требовало, чтобы конфигурация управления инженерной информацией и платформой совместной работы, а также система контроля документов обеспечивали выполнение стандартов программы. В результате только проверенные данные передавались между ODA, партнером и субподрядчиками. Как следствие, среда совместной работы была защищена, но оставалась гибкой и расширяемой.

Рис. 7. Гавань для проведения парусных соревнований Игр-2012.

Основные выводы

Опыт создания информационной системы в процессе подготовки к Олимпиаде в Лондоне позволяет уже сейчас сделать несколько далеко идущих выводов:
  1. Заблаговременное введение стандартов проектирования и методик.
  2. Использование централизованной системы управления технической информацией и совместной работой.
  3. Предоставление всем подрядчикам стандартного пакета программного обеспечения для комплексного проектирования.
  4. Обязательные условия контракта, касающиеся использования предпочтительной инженерной технологии.
  5. Обучение и техническая поддержка взаимодействующих САПР.
  6. Автоматизированный контроль за документами, обеспечивающий гарантию их качества.
  7. Комплексное моделирование для своевременного разрешения коллизий.
  8. Надежная IT-инфраструктура при необходимости непрерывной связи между географически разделенными офисами.
Автору из неофициальных источников известно, что оргкомитет Сочи-2014 также привлек специалистов компании Bentley для помощи в организации единого информационного моделирования. Будем надеяться, что это поможет в подготовке и проведении Игр, а также станет хорошим импульсом для внедрения информационного моделирования в России.
Источник.