Силиконовое болото или все дороги ведут в Кембридж

Владимир МалюхВладимир Малюх

Silicon Fen Почти все знают название «Силиконовая долина», так называют южную область Сан-Франциско, где сосредоточены многие высокотехнологичные компании США. Однако, совсем немногие слышали другое название – «Силиконовое болото» (Silicon Fen), хотя место не менее заслуженное и, вообще-то, на добрый десяток лет старше Силиконовой долины. Такое прозвище получили предместья Кембриджа потому, что местность исторически называлась Fenland за знаменитые болота на востоке Англии. Болота осушили около двухсот лет назад, но название осталось. Долгое время в этом регионе экономика основывалась на сельском хозяйстве и легкой промышленности. Но все изменилось в 1970 году, когда по инициативе Тринитти-колледжа Кембриджского университета был создан Cambridge Science Park, который послужил началом так называемого Кембриджского феномена, который привел к созданию многочисленных высокотехнологичных стартапов в старинном университетском городе.

Для Кембриджа характерны небольшие компании (всего лишь три человека в некоторых случаях) в таких секторах, как системы автоматизированного проектирования и создание полупроводниковых устройств. С течением времени число компаний стремительно росло, их количество трудно поддается подсчету, по последним оценкам насчитывается где-то между 1000 и 3500 компаний.

Silicon Fen

Cambridge Science Park

Кембриджский кластер действительно внес значительный вклад в развитие САПР. Началось все еще раньше создания Cambridge Science Park, когда в 1965 году в компьютерной лаборатории Кембриджского университета было создано подразделение CAD Group. Этот коллектив исследователей возглавил Чарльз Лэнг (Charles Lang). CAD Group занималась созданием программ MCAD/CAM. Затем в CAD Group попал Ян Брэйд (Ian Braid), который разрабатотал экспериментальную систему геометрического моделирования BUILD на основе революционной для того времени технологии - граничного представления (BRep).

В 1974 году ведущие специалисты CAD Group основали коммерческую компанию Shape Data Ltd., которая начинает разработку первого в мире геометрического ядра ROMULUS. В 1981 году Shape Data становится подразделением компании Evans & Sutherland, а в 1985 начала разработку Parasolid. В 1988 г. Unigraphics выкупила Parasolid у Evans & Sutherland и с середины 90-х начала продавать его коммерческие лицензии.

Вскоре после начала работы над Parasolid ведущие сотрудники и основатели Shape Data – Ян Брэйд, Чарльз Лэнг и Алан Грэйер (Alan Grayer) покинули компанию и создали новую Three-Space Ltd., в которой занялись разработкой нового геометрического ядра ACIS.

Уже только достижений участников CAD Group/Shape Data было бы достаточно, чтобы увековечить Кембридж в анналах САПР. Но все гораздо обширнее.

Американский предприниматель Дик Соуэр (Dick Sowar), основавший Spatial в 1986 г. (по заказу которой и разрабатываплся ACIS) спонсировал кембриджского ученого Джона Оуэна (John Owen), который основал компанию D-Cubed для разработки первого в мире коммерческого решателя геометрических ограничений. В дальнейшем базировавшиеся в Кембридже разработчики Three-Space (со временем поглощенной Spatial) и D-Cubed тесно сотрудничали друг с другом, что сыграло решающую роль в развитии событий вокруг ACIS в начале XXI века.

В 1967 году на базе Кембриджского университета была создана компания CADcentre. компания занималась компьютеризацией британской промышленности и разработкой новых методов проектирования. Позднее открытия и находки узкого круга инженеров и программистов CADcentre были представлены рынку — у технологий появились первые пользователи. Решения совершенствовались, часто затачивались под нужды конкретной компании-пользователи, в них добавляли новые возможности. В 1976 г. на выставке ACHEMA в Германии впервые было представлено публике флагманское решение компании PDMS (Plant DesignManagement System). В 2001 г. CADCentre изменила название на AVEVA, ныне- один из лидеров в области систем проектирования промышленных объектов и судостроения.

Клиентами AVEVA являются крупнейшие компании мирового рынка, такие как Aker Solutions, Alstom, AMEC, Areva NP, Babcock Marine, BASF, Chevron, China National Nuclear Co (CNNC), China Power Engineering Consulting Group Co. (CPECC), CNOOC Offshore Oil Engineering, Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering, EDF, ExxonMobil, Foster Wheeler Power Group, Harland & Wolff, Hyundai Heavy Industries, Jacobs, Mitsubishi Heavy Industries, SBM, Shell, Sinopec Engineering, Statoil, TKMS — ThyssenKrupp Marine System, Uhde, VT Shipbuilding, Wood Group (Alliance & Mustang), Worley Parsons и многие другие.

Руководил созданием PDMS Ричард (Дик) Ньюэлл (Richard G. Newell). Позже Дик Ньюэлл основал свою первую компанию, Cambridge Interactive Systems Ltd. (CIS) в 1977 году. CIS было частью того, что стал известен как «Феномен Кембриджа». Дик был также соучредителем компании Smallworld в 1988 году, которая впоследствии была продана подразделению GE Power корпорации General Electric (GE) в 2000 году и ныне ее основной продукт, ГИС, распространяется под брэндом GE Smallworld.

Примечательно, что вместе с Диком Ньюэллом работал и его Брат Мартин, прежде всего известный как автор Utah Teapot. Знаменитый в 3D-среде чайник Мартин создал в 1975 году во время работы над диссертацией в Университете штата Юта, где он также участвовал в разработке алгоритма для рендеринга. Позже он работал в Xerox PARC, где он работал над языком JaM, предшественником PostScript. JaM – сокращение от «John and Martin» где John – Джон Уорнок, основатель компании Adobe Systems. В 1988 году Мартин Ньюэлл основал компанию Ashlar. В 2007 году Мартин Ньюэлл был избран членом Национальной инженерной академии.

Кроме того, братья Ньюэлл в соавторстве с Томом Санча (Tom Sancha) в 1972 году изобрели алгоритм удаления невидимых граней методом сортировки по глубине, широко используемый по сей день.

Определенную роль система PDMS, созданная в CADcentre, сыграла в судебе еще одного известного британца – Майка Пейна. Работая в компании Prime, он впервые обратился к САПР, получив доступ к PDMS и MEDUSA и соединив это все вместе с собственным развивающимся электронным продуктом для создания этих логических плат.

К слову, упомянутая MEDUSA также изначально создана в Кембридже в компании Дика Ньюэлла Cambridge Interactive Systems. Затем пакет развивался одновременно в компаниях CIS и Prime, позже последняя была приобретена компанией Computervision, которую в свою очередь купила PTC. На технологиях MEDUSA базируется редактор 2D чертежей Pegasus, входивший в состав Pro/ENGINEER. В 2001 права на MEDUSA были проданы немецкой компании CAD Schroer.

Таким образом, CADcentre стал одним из важнейших факторов в появлении Кембриджского феномена, впервые этот термин употребила в своей статье журналистка газеты The Financial Times Пета Леви (Peta Levi) в 1980 году. Любопытно, что термин «Силиконовая тайга вошел» в обиход также с легкой руки британской журналистки Люси Джонс (Lucy Jones), приезжавшей в Новосибирский Академгородок в 1994 году по заданию BBC. Может это судьба?

Спустя полвека Silicon Fen остается ведущим мировым центром высоких технологий. До четверти всего объема венчурного инвестирования Великобритании (около 10% инвестирования Европы) приходится именно на компании из Силиконовго болота. Для Кембриджа характерны небольшие компании (всего лишь три человека в некоторых случаях) в таких секторах, как системы автоматизированного проектирования и создание полупроводниковых устройств. С течением времени число компаний стремительно росло, их количество трудно поддается подсчету, в разные периоды времени по оценкам насчитывается где-то между 1000 и 3500 компаний.

Из современных достижений наиболее показательными будут такие компании как Cambridge Display Technologies, первопроходцы OLED-технологии и Advanced RISC Machines (ARM). Не будучи собственно производителем процессоров ARM лицензирует собственную технологию третьим фирмам, таким как Atmel, Cirrus Logic , Intel, Marvell, NXP, Samsung, Qualcomm, Sony Ericsson, Texas Instruments, Broadcom, которые, собственно, и воплощают её в чипах. Технология ARM оказалась весьма успешной и в настоящее время является доминирующей микропроцессорной архитектурой для портативных цифровых устройств. ARM утверждает, что общий объём микропроцессоров, произведённых по их лицензии, превышает 2,5 миллиарда штук. В Кембридже также базируется исследовательское подразделение Microsoft Research.

Благодаря чему же появился «Кембриджский феномен»? Область имеет один из самых гибких рынков труда в технологическом секторе, и люди часто нанимаются в другие компании, если стартап постигает неудача. Хотя каждый хочет, чтобы его компания добилась успеха, к неудачам относятся терпеливо. Одним из объяснений успеха Silicon Fen является то, рынок труда поддерживает сам себя, так как сотрудники готовы переехать в эту область, сулящую успешное будущее. Еще одним фактором является высокая степень развитости Cambridge Network, облегчающей поиск партнеров, рабочих мест, финансирования и также ноу-хау.

Silicon Fen

Другим объяснением является наличие знаменитого Кембриджского университета, который является одним из пяти ведущих университетов мира, высокий уровень жизни и хорошее транспортное сообщение, например с Лондоном. Многие выпускники университета предпочитают остаться в области, что дает местным компаниям богатых пул талантов. Высокотехнологичные отрасли имеют небольшую конкуренцию за специалистов, в отличие от, например, графства Оксфордшир, где существуют много других конкурирующих отраслей. Так как Кембриджшир не был до недавнего времени высокотехнологичного центром, цена коммерческой аренды, как правило, ниже, чем в других частях Великобритании, что дает компаниям хорошие условия для старта по сравнению с другими более дорогими регионами. Это обстоятельство, однако, в последнее время изменилось, и теперь Кембриджшир имеет один из самых высоких уровней расходов на проживание в Великобритании за пределами Лондона.


Источник.