Новый дом для SketchUp
SketchUp ушел от Google, чтобы воссоединиться с BIM
Вчера стало известно, что SketchUp – простая бесплатная программа, которая сделала трехмерное моделирование достоянием миллионов, обрела нового хозяина.Первая версия SketchUp увидела свет еще в 2000 году. Ее разработчик – компания @Last Software (Боулдер, штат Колорадо, США) с самого начала взяла на вооружение девиз “3D для каждого” и, руководствуясь им разработала простой полигональный движок (моделирующий трехмерные тела и поверхности сетками, состоящими из плоских многоугольников), снабдив его парой революционных команд: Push/Pull («Тяни/Толкай») для интерактивного создания тела путем вытягивания плоского замкнутого контура и Move/Rotate («Переместить/Повернуть») для локальной модификации любой грани тела. Это стало настоящей революцией в трехмерном моделировании – нарисовать двумерный контур и вытянуть его может любой ребенок. Обучаться трехмерному моделированию больше не нужно! Модели зданий и предметов интерьера создаются в SketchUp с невиданной раньше скоростью и простотой. И никого не смущает, что технология Push/Pull защищена патентом США – ныне эта команда встречается практически в каждой системе с возможностями прямого моделирования.
Разработчики SketchUp показали всему миру, насколько мощным по сути и простым по форме может быть прямое моделирование. Именно они открыли дорогу SpaceClaim, синхронной технологии и Inventor Fusion (хотя все эти системы основаны не на полигональном моделировании, а на полноценных геометрических ядрах, концептуально они являются родственными SketchUp).
Еще одним достоинством SketchUp является его программный интерфейс, доступный на интерпретируемом объектно-ориентированном языке программирования Ruby. Благодаря простоте и мощи Ruby, программный интерфейс SketchUp логично дополнил конечно-пользовательские достоинства этой программы и позволил сотням разработчиков создать свои собственные плагины (подключаемые модули) для SketchUp.
Выиграв несколько престижных наград, SketchUp привлек внимание Интернет-гиганта Google, который поглотил @Last Software в 2006 году. Трехмерное моделирование как таковое Google не интересовало. Дело в том, что за два года до этого Google приобрел другую компанию – Keyhole, которая разрабатывала приложения для визуализации геоинформационных данных – и выпустил первую версию Google Earth. Этой трехмерное ГИС-программе катастрофически не хватало наполнения, поэтому Google сделал две важные вещи: выпустил бесплатную версию SketchUp (впрочем, сохранив и платную) и создал онлайн-ресурс 3D Warehouse, где пользователи могли обмениваться трехмерными моделями, созданными в SketchUp.
Эта идея сработала – ныне сложно найти в Google Earth город без трехмерных моделей самых интересных его зданий, мостов и других сооружений, созданных многочисленными энтузиастами. Например, в Новосибирском Академгородке промоделировано полтора десятка зданий в 3D, правда самое интересное – наклонные башни Технопарка – пока отсутствует. А Нью-Йорк так, кажется, полностью воссоздан в 3D в Google Earth.
Число загруженных копий SketchUp только за последний год составило 30 миллионов. Число еженедельных активных пользователей программы достигает 2 миллиона. В основном они занимаются моделированием архитектуры и интерьеров. Среди пользователей встречаются и профессиональные архитекторы и инженеры – ряд задач в SketchUp можно решить быстрее, проще и дешевле, чем в профессиональном ПО для AEC/BIM.
Конечно, ПО с такой феноменальной популярностью волновало умы САПР-вендоров. Ходили слухи об интересе к попуке SketchUp со стороны Dassault Systemes и SpaceClaim Corp.. Многие аналитики справедливо замечали, что – при всем уважении к Google – трехмерное моделирование не находится в фокусе интересов этой компании. Косвенным свидетельством тому служит число главных (major) релизов SketchUp за последние шесть лет (с момента поглощения @Last Software) – их было всего три, а перечисление новых функций можно ограничить одним абзацем. Никаких серьезных прорывов в функциональности за это время сделано не было, хотя пользователи настойчиво просили и о параметризации, и о поддержке кривых и поверхностей.
Итак, предпосылки к продаже SketchUp-бизнеса назрели, поэтому вчерашняя новость была ожидаемой. Шоком стало имя покупателя – о компании Trimble Navigation раньше мало кто слышал. Между тем, эта американская компания производит приборы для позиционирования с помощью GPS, включая различные нивелиры, теодолиты, тахеометры и проч. Компания была основана еще в 1978 г., в ее штате трудятся 5300 сотрудников, а годовая выручка в 2011 г. достигла $1,6 млрд.
В последние годы компания активно развивает четыре сегмента бизнеса – конструирование и строительство (включая BIM), полевые решения, мобильные решения и промышленные устройства, явно делая акцент на первый из них (приносящий компании более половины выручки). Этот сегмент сложился после недавних (2011-2012) поглощений компании Tekla Corporation, части активов AceCad Software (StruCad и StruEngineering), а также швейцарской компании Plancal of Horgen, производящей ПО в областях MEP и HVAC. Видно, что SketchUp не станет в этой семье чужаком.
Сделка будет завершена во втором квартале 2012 г., ее сумма не разглашается, но в пресс-релизе Trimble содержится формулировка «сделка не окажет влияния на размер прибыли в 2012 г.», что позволило аналитикам оценить ее сверху как 5% от ожидаемой выручки Trimble в 2012 г. - $90 млн. Интересно, что сумма предыдущей покупки SketchUp (со стороны Google) тоже не разглашалась, но оценивалась аналитиками в $45 млн. Получается, Trimble заплатила не более $3 за одного пользователя (если считать только загрузки за последний год), что кажется вполне разумной ценой.
Важно, что онлайн-каталог трехмерных моделей 3D Warehouse будет развиваться в партнерстве между Trimble и Google. Trimble также заявляет о продолжении поддержки разработчиков плагинов и обещает сохранить костяк команды разработчиков SketchUp, которая по-прежнему располагается в Боулдере. Кстати, недавно в этом городе открыла офис компания Autodesk. К чему бы это, интересно?
Источник.