Журналу «САПР и Графика» - 15 лет!

От редакции isicad.ru: Журналу "САПР и графика", который мы все знаем и любим, исполняется 15 лет. Компания "ЛЕДАС" начала сотрудничать с журналом 10 лет назад - за это время в журнале было опубликовано два десятка статей, написанных нашими авторами - представление программных продуктов ЛЕДАС, описание решенных научных проблем, обзорно-аналитические статьи с портала isicad. Мы рады продолжить сотрудничество с журналом и желаем его редакции творческих успехов и профессионального долголетия! Ниже вы можете ознакомиться с интервью, взятым Владимиром Малюхом у главного редактора "САПР и графика" Дмитрия Красковского.

Журналу «САПР и графика» исполняется 15 лет. Какие изменения произошли с изданием за это время?
Да, действительно, в июле мы отмечаем 15-летний юбилей журнала. Однако на самом деле 15 лет ему исполнилось гораздо раньше: первый номер «САПР и графики» вышел внутри нашего прародителя — журнала КомпьютерПресс в декабре 1996 года. В виде журнала в журнале он существовал до июня 1997 года, а в июле стал уже отдельным изданием. Так что можно считать, что у нас два дня рождения.

Что касается произошедших за это время изменений в журнале, то их не особенно много. Мы стараемся быть актуальными, хотя технологии развиваются стремительно, и не всегда удается поспеть за ними. Все изменения в политике журнала происходили поэтапно. В его развитии можно выделить три периода по пять лет. В первую пятилетку нашей задачей было донести до сознания руководителей различных предприятий и конструкторских бюро необходимость внедрения различных САПР на производстве. На протяжении второй пятилетки мы старались объяснить им, что просто установить какую-либо САПР на одно рабочее место уже недостаточно — нужно связать такие рабочие места в сеть, наладить коллективную работу между всеми отделами. Нынешняя, третья пятилетка ставит перед нами еще более сложную задачу: доказать, что сейчас уже мало купить и установить САПР — необходимо потратить почти столько же (или даже больше) средств, чтобы подготовить грамотных специалистов.

Дмитрий Красковский в Бильбао, Испания. На заднем плане -музей Гуггенхайма (архитектор Фрэнк Гэри), 2003 год.

Какова читательская аудитория «САПР и графики»? Изменяется ли она? Каков ее возрастной состав, распределение по регионам?
Основная читательская аудитория журнала — это главные инженеры, главные технологи, начальники проектных бюро и работники различных проектных подразделений. Также необходимо отметить, что журналом интересуется большое количество студентов и, с недавних пор, учащихся старших классов. Отдельно хотел бы сказать об аспирантах и докторантах — для меня сейчас это больная тема, поскольку ВАК РФ уже более полутора лет не обновляет свою базу рекомендованных для печати изданий. И изменить ничего не удается, хотя я уже дошел до Министерства образования. Но чиновники от образования совершенно непробиваемые: мы этого не делаем, потому что нам не приказало начальство, а начальство занимается другими вопросами. Вероятно, на всё полезное в нашей стране нужно время: чем полезней — тем больше требуется времени.

Что касается возрастного состава читателей, то, думаю, он довольно широк — с 14 до 50-60 лет, хотя, возможно, и больше.

Распределение по регионам тоже самое обширное. Это вся территория бывшего СССР и страны Европы, где в свое время учили русский язык. Хотя этими регионами читательская аудитория не ограничивается — я знаю, что нас знают и в Японии, и в Северной Америке. Не могу не вспомнить один забавный случай. В 2002 году я был в командировке в Непале. Так вот, будучи на одном производственном предприятии, я совершенно случайно увидел на полочке журнал «САПР и графика». Оказалось, что его директор учился в Москве и выписывает наш журнал. Так что география наших читателей очень обширна. На сайте www.sapr.ru можно найти более подробную информацию о распределении журнала по миру и регионам России.

Электронная версия журнала заметно уступает печатной. В чем причина? Это сознательная политика или нехватка ресурсов? Может быть, в ближайшем будущем всё изменится?
Я бы не сказал, что электронная версия сильно уступает «бумажной». Мы традиционно выкладываем на сайте все статьи через три месяца после выхода печатной версии журнала. Функция поиска на сайте предусмотрена. Да, может быть, сайт устарел, нужно переносить его на новый движок, делать новый дизайн. Но на это, к сожалению, пока не хватает ни рук, ни времени. В соответствии с мировой тенденцией сейчас многие журналы полностью уходят в Интернет, но в нашей стране всё происходит гораздо медленнее. Возможно, придет время и мы тоже задумаемся над этим.
Какие у журнала планы на будущее? Стоит ли ожидать радикальных изменений, касающихся его формата, содержания, объема?
В этом плане изменений не предвидится. Я считаю, что чем проще, тем лучше. Зачем менять формат, если он удобен и оптимален для нас? Это не традиционный формат А4, а чуть меньше, чтобы журнал свободно входил в обычный конверт для отправки по почте.

Что касается содержания, то оно меняется, хотя, может быть, это незаметно на первый взгляд. Например, становится всё меньше чисто рекламных статей. В этом году появилась новая рубрика «Образование», в которой мы печатаем статьи аспирантов и докторантов. В последнее время читателей всё больше интересует, как был выполнен какой-либо проект, поэтому появляется много статей об успешном применении различных САПР для решения конкретных «живых» задач. Обратите внимание, что уже года два или три на обложках журнала не просто картинки, а результаты реальных, доведенных до промышленной эксплуатации проектов.

Объем журнала, к сожалению, зависит не от нашего желания. После сдачи очередного номера остаются более 50-60 интересных и полностью готовых к печати статей, которые мы не можем опубликовать в ближайшем номере по финансовым причинам. Тем не менее разместить такие статьи мы стараемся в ближайших номерах.

Сотрудничаете ли вы с другими изданиями, посвященными ИТ, в том числе зарубежными? Считаете ли вы возможным взаимовыгодное сотрудничество с электронными изданиями, например с isicad.ru? И каким оно может быть?
Да, мы сотрудничаем, включая обмен рекламой и баннерами на сайтах. Например, вы размещаете на своем сайте анонс статей в свежем номере «САПР и графики», а мы печатаем рекламу вашего сайта в журнале. Можем опубликовать наиболее интересные статьи с вашего сайта.

С зарубежными изданиями мы не сотрудничаем, я не считаю это нужным в первую очередь нам. Попытки налаживания контактов уже были, но они хотят работать с выгодой исключительно для себя. Предложение обычно таково: вы нам дайте бесплатно, а за наше вам нужно заплатить. Или, допустим, мы даем им половину странички для рекламы, а они присылают рекламу на целую страницу или вообще на разворот. В общем, не складываются у нас отношения с зарубежными журналами.

Есть еще одна причина, почему мы не сотрудничаем с зарубежными изданиями. Дело в том, что журнал «САПР и графика» — явление, без ложной скромности, уникальное. Я изучал этот вопрос. В мире больше нет журнала, охватывающего целиком всю область САПР. Есть издания, например, посвященные только архитектуре, ГИС либо машиностроению или описывающие продукты и решения только одной компании. А наш журнал посвящен всем направлениям САПР — от машиностроения до ГИС и аппаратных устройств, причем на его страницах представлены все ведущие мировые и отечественные производители.

Вопрос к вам как к эксперту: какие общемировые тенденции в нашей отрасли вы считаете сейчас самыми главными?
В последнее время наблюдаются два основных тренда, в которые, как в омут, бросились все ведущие мировые производители САПР, и отечественные в том числе. Во-первых, это «облака». «Облачные» технологии стремительно развиваются, о них много говорят, пытаются внедрить, у этой технологии довольно много преимуществ, и сейчас она стала очень модной. Что касается внедрения ее в России, то тут всё переворачивается с ног на голову и становится «безоблачным». Наша страна пока не готова к массовому внедрению таких технологий. Я много езжу и знаю, какой у нас «высокоскоростной» Интернет где-нибудь в глубинке. Пока дождешься, когда загрузится страничка Google, можно выспаться — что тут говорить о модели в 400-500 Мбайт!

Другой немаловажный фактор, сдерживающий в России применение «облачных» технологий, — доставшаяся нам в наследство от СССР повышенная секретность. В первую очередь это касается оборонных предприятий. Никогда не забуду, как на проходной одного из крупных заводов меня полтора часа допрашивала бабушка-охранник, что такое DVD-диск, смотрела его на просвет, пытаясь что-то увидеть. В результате сломала его и опечатала то, что от него осталось.

Но не всё, конечно, так печально. Например, недавно я был на производстве одной крупной российской компании—сборщика компьютеров. Так вот, они выпустили специальные серверы для внутреннего пользования компаний, то есть для создания локального «облака» внутри предприятия. Думаю, это позволит решить проблему с секретностью.

Второй тренд — айпадомания и появление сенсорных экранов. Я считаю, что эти технологии не подходят в нынешнем виде для машиностроительного сегмента в нашей области. Ну не получится спроектировать и выдать чертежи баллистической ракеты, подводной лодки или трактора, рисуя пальцами на планшете любого размера. Да, эта технология хороша для архитектурного проектирования или геодезических работ. Правда, и тут есть камень преткновения. На планшете нельзя вносить изменения в чертеж. Можно только оставлять пожелания и указания проектировщику, который сидит за стандартной рабочей станцией и вносит их.

Как вы оцениваете относительную динамику развития отечественной отрасли САПР/PLM? В частности — шансы выхода отечественных компаний на мировой рынок?
Динамика положительная. Если бы не мировой кризис, который, к слову, случился в основном в головах, то она была бы еще лучше. Многие компании сократили финансирование ряда перспективных направлений. В результате рынок немного просел, но ситуация постепенно выправляется, и я думаю, что всё будет хорошо. Ведь и зарубежные и отечественные компании рапортовали в конце года, что достигли докризисных результатов.

Что касается выхода отечественных компаний на мировой рынок, то и тут есть заметные подвижки. АСКОН, например, уже открыл офис в Германии, ряд отечественных компаний уже несколько лет участвует в различных крупных выставках по всему миру. Уже появились заказчики и клиенты. Всё развивается, и я думаю, что шансы выхода отечественных предприятий на мировой рынок существенно возрастут, когда Россия вступит в ВТО.

Исследование рынка САПР в Непале, 2002 год.

Персональный вопрос: как вы попали в ИТ-журналистику и, в частности, в тематику САПР?
Можно сказать, что я счастливый человек, работаю по специальности. Я начал заниматься САПР на последних курсах института. Далее была аспирантура, где я выполнял разработку САПР, математику мы программировали на Си++ и визуализировали в AutoCAD. Всё это вылилось в диссертацию на тему «Разработка системы автоматизированного проектирования тонкостенной крупногабаритной формообразующей оснастки из неметаллических материалов». После моей успешной защиты в МАТИ им. К.Э. Циолковского уволился мой научный руководитель Вадим Сергеевич Хухорев, который работал заведующим кафедрой. Вслед за ним ушел и я. Начал искать работу программиста, подал свои данные в ряд кадровых агентств. И через неделю мне позвонили и предложили сходить на собеседования в издательство «КомпьютерПресс», где решили выпускать журнал, целиком посвященный САПР. С тех пор я над ним и работаю.

Источник.