Выпускать самые простые детали или создавать совместные предприятия с иностранными партнерами для производства сложных узлов. Такой сценарий развития российской автокомпонентой отрасли был предложен на круглом столе в Тольятти, организованном АСКОН-Волга и Объединением производителей автомобильных компонентов Самарской области при поддержке мэрии Тольятти.
Встреча прошла 21 мая в бизнес-инкубаторе г. Тольятти. В обсуждении причин низкой эффективности российских поставщиков автокомпонентов принимали участие отечественные производители из Самарской и Ульяновской областей и представители зарубежных компаний, открывших производства в России. Инициатором и организатором отраслевой дискуссии выступил Региональный центр АСКОН-Волга, на базе которого действует Центр компетенций АСКОН по решениям для производства автокомпонентов.
С докладами, посвященными кадровой ситуации, инвестиционной политике и внедрению отраслевого стандарта качества ISO/TS 16949, выступили специалисты ОАО «Тольяттинский завод технологического оснащения», ЗАО «Управление малой механизации», ООО «Димитровградский завод радиаторов», ООО «Рулевые системы».
Петрошенко Александр Григорьевич, начальник КТО
Димитровградского завода радиаторов
Матвеенко Иван Николаевич, директор по развитию
Тольяттинского завода технологического оснащения
По общему мнению, одна из проблем отрасли кроется в ее историческом наследии: многие предприятия, выпускающие автокомпоненты, были созданы путем выноса старого оборудования с автозаводов и не имеют ни собственных разработок, ни компетенций в области постановки процессов управления качеством. Опыт приобретается только в реальных проектах, теоретического обучения здесь недостаточно.
Главную роль в преобразованиях должен играть менеджмент предприятий. Некомпетентность руководства делает весь процесс внедрения систем менеджмента качества формальным. Поэтому учить новым подходам к качеству и организации производства необходимо, в первую очередь, управленцев.
Представители зарубежных производителей подтвердили, что они заинтересованы в локализации производства и сотрудничестве с российскими партнерами в качестве субпоставщиков второго и третьего уровней. К примеру, крупнейшая шведско-американская компания Autoliv, выпускающая средства безопасности для автомобилей, уже открыла заводы во Всеволожске и Тольятти. Но пока у менеджмента российских предприятий, которые могли бы выступить потенциальными партнерами, нет понимания необходимости коренных изменений для выполнения современных требований к качеству продукции.
ООО «Автолив» (Autoliv Inc): Наталья Дёмина, Хенрик Сандберг, Оксана Ханякинa
В текущей ситуации для отрасли видится два пути: делать самые примитивные комплектующие или налаживать партнерство с международным поставщиками для производства более сложных компонентов и узлов. Но для этого нужно быть привлекательным для иностранцев, опять же внедрять системы менеджмента качества и готовить управленцев.
В качестве одного из инструментов решения проблем, с которыми сталкиваются отечественные поставщики автокомпонентов, АСКОН-Волга предложил комплексное решение QiBox. Данный программный продукт позволяет автоматизировать подготовку производства, выпускать необходимые документы, управлять проектами и изменениями в соответствии с требованиями международного стандарта ISO/TS 16949 и процедурами OEM.
По итогам круглого стола НП «Объединение производителей автокомпонентов Самарской области» направит свои предложения в Министерство экономического развития Самарской области и мэрию городского округа Тольятти.
Источник.