Промышленные амбиции. Интервью Лорана Вальроффа, директора Dassault Systèmes в России и странах СНГ

Анна Королева

Слухи о смерти российской промышленности сильно преувеличены, считает Лоран Вальрофф

От редакции isicad.ru: С любезного разрешения компании Dassault Systèmes в России публикуем интервью, размещенное сегодня на портале expert.ru.
Несмотря на устоявшееся мнение о том, что российская промышленность практически мертва, а образование все хуже и хуже, эксперты с этим не согласны. Лоран Вальрофф, директор компании Dassault Systèmes в России и странах СНГ, рассказал в интервью «Эксперту Оnline» о наиболее перспективных отраслях отечественного производства и передовых разработках наших инженеров.
Сохранилась ли в России промышленность, которая может создать спрос на высокие технологии, в том числе на «тяжелые» ИТ-системы для разработки новых сложных изделий и инженерных сооружений?
Слухи о смерти российской промышленности сильно преувеличены, и, несомненно, в стране есть целый ряд отраслей, которые развиваются в ногу со временем, в том числе с помощью тех возможностей повышения эффективности и конкурентоспособности, которые предлагают ИТ-технологии. Например, по данным аналитиков CIMData, весь мировой рынок PLM-систем составил в 2011 году примерно 30 млрд долларов, темп роста составил около 15% по отношению к 2010 году, PLM-рынок России растет опережающими темпами по сравнению с общемировыми показателями.

Я могу сказать, что первый интерес к нашим решениям российская промышленность проявила в 90-е годы, особенно в сфере автоматизации проектирования. А первые внедрения технологии управления жизненным циклом изделия (PLM) были внедрены в 2000-х годах в авиационной отрасли и в машиностроении. Сегодня даже индустрия моды и российская промышленность товаров повседневного спроса разрабатывают свою продукцию не с помощью карандаша и ватмана, а в среде 3D-проектирования, которую их коллеги-конкуренты используют во Франции, США или в Индии.

Слухи о смерти российской промышленности сильно преувеличены, считает Лоран Вальрофф
Фото: picvario.com/ Russian Look

Какие российские отрасли и компании являются ключевыми драйверами спроса на высокие технологии?
Мы отмечаем шесть отраслей, активно осваивающих современные технологии инжиниринга, проектирования, цифрового производства и моделирования: авиастроительная, автомобильная, судостроительная, оборонная, энергетика, промышленное оборудование и уже упомянутые предприятия по производству одежды и товаров повседневного спроса. Не очень развит российский сектор электроники, медицинского оборудования и фармацевтики, которые на Западе также выступают главными драйверами спроса на высокие технологии. А такая отрасль, как, например, строительство – это большой бизнес, мощная индустрия, но, по нашим оценкам, она еще не вполне оправилась от кризиса 2008 года. Российская строительная отрасль пока только «дорастает» до использования таких решений, которые мы называем 3DEXPERIENCE: системы 3D-проектирования, цифрового производства и моделирования.

Среди компаний первым стоит упомянуть ОАО «Росатом». Совместно с компанией «Росатом» мы сегодня имеем готовый прототип решения системы управления жизненным циклом сложного инженерного сооружения. Вместе с инжиниринговым центром «Росатома», компанией НИАЭП, мы реализовали проект каталога по закупкам оборудования для строительства. В этом году мы должны завершить подготовительную фазу работ. Сейчас мы с НИАЭП планируем следующий шаг сотрудничества, а именно работу над проектом Нижегородской атомной станции. Это будет первый объект, сооружаемый по проекту ВВЭР-ТОИ.

Некоторые другие наши заказчики, в частности, судостроительные компании, относятся к оборонному ведомству и не могут быть раскрыты. Но в других индустриях я могу упомянуть российских авиастроителей, работающих на проектах Boeing и ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», а также компанию ОАО «АвтоВАЗ» из автомобильной отрасли.

Модернизация АвтоВАЗа – какой инженерный опыт сотрудничества Renault и вашей компании может быть использован для выпуска новых моделей?
АвтоВАЗ ведет очень активную модернизацию как производственных линий, так и подразделений по проектированию и инжинирингу новых моделей автомобилей. По открытой для рынка информации, на АвтоВАЗе идут большие инвестиции в обновление технологий, ожидается запуск новых современных автомобильных проектов в ближайшие годы. Более 75 млрд рублей составляют инвестиции в АвтоВАЗ, полученные по линии «Ростехнологий». Ощущаются большие амбиции альянса АвтоВАЗа с Renault не только поддерживать производство автомобилей в Тольятти, но и развивать его по лучшим мировым стандартам.

Автомобилестроители хотят проектировать максимально безопасные, экологичные и «умные» автомобили, а также обеспечивать оптимальный потребительский опыт, адаптированный к конкретным потребностям заказчиков. С помощью платформы 3DEXPERIENCE мы хотим помочь разработчикам перейти от определения характеристик автомобиля к работе над опытом использования автомобиля. Мы смотрим на мир глазами инженеров и дизайнеров, чтобы помочь им гарантировать максимально удачный потребительский опыт.

При этом у нас действительно очень долгий опыт сотрудничества с Renault, более двух лет в компании шла масштабная программа внедрения нового поколения PLM-технологий, с помощью которых уже осуществлен ряд проектов, в том числе разработка нового автомобильного двигателя. Поэтому можно ожидать, что опыт Renault будет использоваться в контексте модернизации АвтоВАЗа, включая инжиниринговые подразделения. Кстати, руководитель АвтоВАЗa по инжинирингу является французом, это бывший сотрудник Renault, он имеет большой опыт по перевооружению и модернизации инженерных центров.

Участвуют ли российские инженеры в разработках инновационных ИТ-систем или наш удел только продавать готовые зарубежные решения?
На сегодняшний день у Dassault Systemes есть один российский научный партнер, который разрабатывает определенные решения, прямо для нашего головного офиса во Франции. Это российский партнер, который работает в регионе Новосибирска. Отдельного российского центра разработки решений в России нет. Но как в России, так и на территории СНГ наши консультанты и инженеры и специалисты наших партнеров постоянно разрабатывают и дополняют стандартное ПО собственными разработками, которые используются при внедрении систем у заказчиков. У нас есть очень сильные российские специалисты, чьи компетенции применяются на стадии разработки и внедрения проектов у заказчиков.

Кроме того, мы с интересом наблюдаем за развитием иннограда Сколково, обсуждаем потенциал создания там центра исследований и разработок. Такая идея есть, но на сегодняшний день это только осмысление перспектив. Нам нужно набрать определенную критическую массу, чтобы переходить от поставок готовых решений к созданию локального центра разработок. Я вижу, что с учетом того, что наша компания очень быстро растет, практически каждый год приобретаем новые технологии и новые компании, – в будущем появится центр разработки в России. Если бы сегодня я должен был давать рекомендацию своим руководителям во Францию, то я бы предложил рассмотреть Сколково как площадку создания центра, поскольку там благоприятная среда для инноваций, имеются существенные льготы для компаний, которые будут создавать там центры разработки. Но это план на перспективу в два-три-четыре года. Сегодняшняя задача – набрать критическую массу компании.

Могу уверенно сказать, что сильная российская инженерная школа, подготовленность российских специалистов помогла нам показать в прошлом году в России значительный рост, больше, чем рост нашего бизнеса на мировом уровне. Не раскрывая конкретные цифры, отмечу, что диапазон – выше 30% в продажах. И у нас крайне амбициозный план: вдвое повысить уровень продаж в России за три следующих года.

Вступление России в ВТО – как это скажется на бизнесе зарубежных высокотехнологичных компаний в России, что ожидает Dassault Systemes от вступления России в ВТО?
Мы ожидаем, что вступление в ВТО позволит России внедрить еще более жесткие требования и правила соблюдения интеллектуальной собственности разработчиков программного обеспечения. Для нас вступление в ВТО означает более активную борьбу против пиратства и всех нарушений интеллектуальной собственности разработчиков ПО. Можно сказать, что такая борьба с пиратством ведется и сегодня в России, мы наблюдаем за развитием этого направления, следим за действиями государства в этой области. Но мы ожидаем, что с вступлением России в ВТО эти процессы будут ускоряться и получат новый импульс. Коммерческая стоимость нелицензионного программного обеспечения, установленного на персональные компьютеры в России в 2011 году, составила около 3,227 млрд долларов. Таковы данные исследования уровня пиратства 2011 Global Software Piracy Study, проведенного по всему миру Ассоциацией производителей программного обеспечения (BSA).

Источник.