Репортаж с Образовательного форума АСКОН «Будь инженером!»

8 октября в Москве прошел II Международный образовательный форум «Будь инженером!». В этом году встреча АСКОН с преподавателями и их талантливыми учениками была посвящена двум юбилеям — 20-летию образовательной программы АСКОН и 10-летию Конкурса «Будущие АСы КОМПьютерного 3D-моделирования». Обмен опытом использования ПО АСКОН в учебном процессе, представление лучших образовательных практик и педагогических ноу-хау и, конечно, церемония награждения призеров и победителей Конкурса — Форум показал, кто и что помогает школьникам и студентам становиться истинными инженерами.


«Молодежь должна знать: первый признак того, что вы занимаетесь хорошим делом, это когда все вокруг говорят, что вы занимаетесь ерундой. Когда в 1991 году мы решили, что нашему технологическому факультету Педагогического института нужен компьютер, никто этой идеи не понял. Но наш факультет стал первым, где были введены системы САПР. И вот сегодня КОМПАС уже 20 лет как включен в учебный процесс, мы отмечаем юбилей образовательной программы, в которую когда-то никто не верил!» — с такими словами выступил перед участниками почетный гость Форума, Александр Абрамович Богуславский — идеолог образовательной программы АСКОН, в 1992 году разработавший на основе графического редактора КОМПАС-Школьник программно-методический комплекс «Школьная система автоматизированного проектирования».

Александр Богуславский
Александр Богуславский

Действительно, за 20 лет отношение к системам автоматизированного проектирования в образовании кардинально изменилось. Сегодня их используют не только в черчении и инженерной графике, но и при изучении деталей машин, технологии машиностроения, да и никакой курсовой проект не обходится без САПР. КОМПАС-3D и ВЕРТИКАЛЬ в современных вузах, колледжах, школах — уже не новаторство, а неотъемлемая часть отлаженного процесса подготовки молодых специалистов, нужных производству и к тому же имеющих яркую инженерную фантазию.

Подтверждением этого стал Парад инженерных достижений — церемония награждения победителей и призеров X Конкурса «Будущие АСы КОМПьютерного 3D-моделирования» (подробнее о проектах-победителях). В этом году конкурс прошел при поддержке компаний 3Dconnexion, Softkey, 1С:Дистрибьюция, ГК «АйтиКонсалт» и журнала «САПР и графика». Церемонию награждения провели руководитель образовательной программы АСКОН «Будь инженером!» Анна Иващенко и директор по маркетингу АСКОН Дмитрий Оснач.

Анна Иващенко
Анна Иващенко
Дмитрий Оснач
Дмитрий Оснач

В этом году к юбилею Конкурса его постоянные участники из города Лысьва (Пермский край) смоделировали талисман состязания. «Бобренок» Никиты Оборина, выпускника МОУ Лицей №1 Лысьвы, победил в категории «Школьный проект в КОМПАС-3D LT». «Пусть Бобренок станет символом Конкурса, ведь бобр — труженик, созидатель, а значит, близок по духу компании-разработчику ПО», — сказала руководитель проекта, учитель технологии Ирина Баранова. Генеральный директор ГК «АйтиКонсалт» Павел Самойлов вручил авторам прототип 3D-модели талисмана, напечатанный на 3D-принтере.

Ирина Баранова с прототипом 3D-модели
Ирина Баранова
с прототипом 3D-модели
«Бобренок» Никиты Оборина
«Бобренок» Никиты Оборина

«Мы очень благодарны АСКОН за ощутимую поддержку, которую компания из года в год оказывает простым школам маленьких городов, — сказала на церемонии награждения Татьяна Сахарова, учитель ИЗО и черчения школы № 14 города Салават (Республика Башкортостан). — Сегодня в Конкурсе одержали победу и получили награды не просто мои ученики, а студенты ведущих вузов Республики Башкортостан и даже Санкт-Петербурга. Благодаря победам прошлых лет, поддержке АСКОН и тому, что ребятам нравится моделировать в КОМПАС-3D, в нашей школе введено профильное обучение. В начале года мы получили в подарок пакет лицензионной программы на весь класс. И решили с ребятами так: раз нам сделали такой подарок, мы должны изучить как можно больше функциональных возможностей КОМПАС-3D, научиться применять анимацию, фотореалистику!».

В этом году целых четыре проекта учеников и выпускников Татьяны Сахаровой завоевали призовые места Конкурса. Причем помимо мастерства владения КОМПАС-3D, их авторы продемонстрировали исследовательский подход к созданию 3D-моделей. Для работы над трехмерной моделью Смольного собора ученицам 9 класса Евгении Бакулиной и Аделине Суфияновой, ни разу не видевшим памятник архитектуры в натуральную величину, пришлось искать его фотографии, снятые с разных ракурсов, сопоставлять их и обращаться к знакомым в Санкт-Петербурге с просьбой сфотографировать собор с нужной стороны. За свой труд девочки получили заслуженную награду — Специальный приз Экспертной комиссии «Архитектурная 3D-визуализация».

Ученицы Татьяны Сахаровой принимают подарки
Ученицы Татьяны Сахаровой
принимают подарки
Проект «Смольный собор»
Проект «Смольный собор»

А Руслан Зубаиров, выпускник школы № 14 и ныне студент Национального минерально-сырьевого университета «Горный», занял второе место в категории «Школьный проект в КОМПАС-3D» с проектом «Артиллерия Бородино», для создания которого ему пришлось без чертежей, по архивным фотографиям составлять модель зарядного ящика к гаубице «Единорог», которая использовалась в ходе Бородинского сражения.

«Сейчас я учусь на специальности «Автоматизация технологической подготовки производства в нефтегазовой промышленности». Знания, полученные в школе на занятиях по КОМПАС-3D, мне очень пригодились. Мы уже на первом курсе начали изучать начертательную геометрию и компьютерную графику, и с некоторыми заданиями по этим дисциплинам мои одногруппники не всегда могут справиться, — рассказал Руслан. — Идея проекта «Артиллерия Бородино» возникла, когда я подумал, что в 2012 году исполняется 200 лет Отечественной войне 1812 года. Я нашел в интернете чертежи гаубицы «Единорог». По ним создал модель. А потом добавил зарядный ящик, который смоделировал по фото, так как чертежей не было».

Проект «Артиллерия Бородино»
Проект «Артиллерия Бородино»
Руслан Зубаиров и Татьяна Сахарова
Руслан Зубаиров и Татьяна Сахарова

Конкурс показал, что КОМПАС-3D помогает будущим инженерам как творчески выразить себя, так и добиться более серьезных целей — практических и научных...

Например, воплотить проект реконструкции исторического памятника. Вот, что рассказывает Анастасия Копытова, выпускница Омского колледжа транспортного строительства про свой проект «Фрагмент реконструкции Бутырского форштадта», который занял третье место в направлении «Промышленное и гражданское строительство»: «В этом районе располагается водонапорная башня, построенная в 1911 году известным омским инженером Илиодором Хвориновым, а также памятники деревянного зодчества. Сейчас башня ограждена забором, здесь располагается инкассация и пожарное депо. Появилась идея реконструировать этот район и сделать из него парковую зону, при этом сохранив памятники архитектуры как выставочные экспонаты. Для своего курсового проекта по теме «Общественные здания» я решила сделать не просто какой-то объект для молодежи, а заняться реконструкцией и спасением памятника архитектуры. Дополнить его парковкой, торговыми комплексами, которые не «забивали» бы существующее пространство».

Проект «Фрагмент реконструкции Бутырского форштадта»
Проект «Фрагмент реконструкции
Бутырского форштадта»
Анастасия Копытова
Анастасия Копытова

Евгению Соболеву, аспиранту Гомельского государственного технического университета им. П.О. Сухого, приз за третье место принесла прикладная разработка к КОМПАС-3D в соответствующей номинации — Библиотека «Светодиодный модуль». «Этот проект является значимой частью моей будущей диссертации. И для меня особенно важна оценка профессионалов, ведь работы оценивают специалисты, разработчики САПР», — отметил Евгений.

Евгений Соболев и Евгений Подденежный на награждении
Евгений Соболев
и Евгений Подденежный
на награждении

«Целью проекта было упрощение и удешевление проектирования светодиодных приборов. КОМПАС-3D позволяет это сделать. Результаты работы, мы надеемся, будут востребованы промышленными предприятиями Гомеля, которые проектируют и производят светодиодные приборы, — добавляет Евгений Подденежный, руководитель проекта, главный научный сотрудник лаборатории химической керамики и наноматериалов. — Они до сих пор вручную проектируют, рисуют, а здесь совершенно другой подход, и дизайн, и возможность определять светотехнические параметры!».

Торжественную часть форума сменила деловая программа, в ходе которой эксперты АСКОН представили новые методики и программные продукты АСКОН для использования в образовании, а преподаватели — собственный опыт использования САПР в учебном процессе.

На секции «Архитектура и строительство» продакт-менеджер АСКОН Елена Завразина рассказала о новых подходах к обучению инженеров-проектировщиков, познакомила собравшихся с проектированием по технологии MinD, а также показала, как можно организовать в учебном классе студенческое проектное бюро для коллективной работы над проектами вместе с ЛОЦМАН:ПГС.

Елена Завразина
Елена Завразина

Безусловно, украшением секции стала презентация победителя X Конкурса «Будущих АСов КОМПьютерного 3D-моделирования», выпускника Центра Образования им. Героя России В.Духина (г. Ставрополь) Вадима Краснокутского, чей грандиозный проект «Опережая птиц», представляющий нестандартный и интересный по дизайну «дом мечты», занял первое место в направлении «Промышленное и гражданское строительство».

Вадим Краснокутский (слева) представляет проект
Вадим Краснокутский (слева) представляет проект

Здесь же преподаватели могли поделиться своими образовательными практиками. Например, старший преподаватель кафедры «Инженерная и компьютерная графика» Харьковской национальной академии городского хозяйства Татьяна Демиденко рассказала о влиянии побед в Конкурса «Будущие АСы КОМПьютерного 3D-моделирования» на повышение качества профильного образования.

«В 2009 году мы получили Гран-При Конкурса за проект реконструкции реального жилого массива Харькова, а в 2010-ом заняли первое место в «Тяжелой» весовой категории — свыше 1000 деталей — с проектом параметризации всех элементов конструкции жилого дома с элементами благоустройства придомовой территории и проработкой внутреннего интерьера. Сегодня мне хотелось поделиться опытом, как мы используем параметризацию, как подходим к работе в КОМПАС-3D в учебном процессе, — отметила она. — Эти победы были высоко оценены, и нам выделили еще целый семестр для преподавания компьютерной графики на всех специальностях нашего вуза. Это для нас дополнительный стимул к развитию! Компьютерная подготовка высвобождает студентам время для творчества».

Татьяна Демиденко
Татьяна Демиденко

Также перед коллегами выступила Александра Горячева, старший преподаватель кафедры «Начертательная геометрия и инженерная графика» Нижегородского филиала Московского государственного университета путей сообщения, которая рассказала об опыте преподавания КОМПАС-3D при подготовке специалистов для РЖД.

Александра Горячева
Александра Горячева

О том, как современные инструменты проектирования помогают в реализации творческих и оригинальных идей учащихся, рассказала преподаватель Омского колледжа транспортного строительства Наталья Халаимова.

Наталья Халаимова
Наталья Халаимова

На секции «Машиностроение» продакт-менеджер АСКОН Игорь Волокитин представил новую методику нисходящего проектирования больших сборок в КОМПАС-3D и технологию сквозного трехмерного проектирования на основе программных продуктов АСКОН. А руководитель перспективных проектов АСКОН Олег Зыков рассказал ребятам и их преподавателям, как можно эффектно преподносить дипломные и курсовые проекты с помощью системы фотореалистичного рендеринга Artisan Rendering.

Игорь Волокитин
Игорь Волокитин
Олег Зыков
Олег Зыков

Приятно, что даже самые новые технологии проектирования студенты с успехом используют. Многие работы, присланные в этом году на Конкурс, были созданы с применением приложений для прочностных расчетов и фотореалистики.

«В этот раз я участвовал в Конкурсе в качестве консультанта одного из проектов. И глядя на работы конкурсантов, хочу отметить, что определенно с каждым годом уровень проработки проектов становится все выше и выше, — сказал Константин Матвеев, старший преподаватель кафедры МТВПО Витебского государственного технологического университета. — Глубина проработки, количество деталей, использованных приложений (от прочностных расчетов до фотореалистики) впечатляет. Хотя порой к Конкурсу мы успеваем только тщательно проработать саму конструкцию, а на презентацию с фотореалистикой и видеороликами не хватает времени».

Константин Матвеев изучает прототип 3D-модели
Константин Матвеев изучает прототип 3D-модели

Марина Давыдова, завкафедрой «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты» Курганского государственного университета рассказала о том, как университет со школы готовит для себя абитуриентов, и о создании Курганского центра молодежного инновационного творчества, призванного популяризировать инженерное образование через открытие образцовой площадки инновационного прототипирования «FabLab». Идея создания такого центра одержала победу в рамках конкурса Министерства экономического развития РФ.

«Делиться положительным опытом всегда очень важно. Мы, преподаватели, знаем, как сложно бывает организовать процесс работы со студентами и школьниками. Мы столкнулись с тем, что не можем подготовить студентов так, как хотели бы, в связи с демографической ямой и проблемами в образовании. И решили, что пора самим готовить для себя абитуриентов, — рассказала она. — И вот уже 3 года в нашем Центре компьютерных технологий школьники проходят обучение САПР».

Марина Давыдова
Марина Давыдова

КОМПАС-3D в образовательном процессе используют многие, а вот в Самарском государственном техническом университете создано учебное виртуальное предприятие, где с помощью систем ЛОЦМАН:PLM и ВЕРТИКАЛЬ студенты учатся работать в условиях реального конструкторского бюро. Об этой интересной практике рассказал руководитель Авторизованного учебного центра АСКОН при СамГТУ, специалист по компьютерным технологиям и САПР Андрей Черепашков.

Алексей Голубев, старший преподаватель кафедры МТВПО Витебского государственного технологического университета поделился опытом обучения студентов разработке прикладных САПР.

Андрей Черепашков
Андрей Черепашков
Алексей Голубев
Алексей Голубев

Пожалуй, самый удивительный секрет интересного преподавания САПР раскрыл учитель труда и черчения школы № 8 г. Орши (Белоруссия) Андрей Павлов. Проект его воспитанника, ученика 7 класса Алексея Петроченко «Шампур для сосисок» получил специальный приз Экспертной комиссии «За комплексную реализацию проекта: от идеи до изготовления». Образец шампура был взят из старого журнала «Моделист-конструктор». На основе рисунка учитель и ученик создали 3D-модель изделия (даже специально покупали сосиску для расчета габаритных размеров), изготовили его и даже продали на школьной ярмарке от производственного отдела школы. Кстати, в школе № 8 вообще 95% моделей, которые разрабатывают ребята, воплощаются в готовом изделии.

Проект «Шампур для сосисок»
Проект «Шампур для сосисок»
Шампур прошел все испытания
Шампур прошел все испытания

«Основной секрет в том, что дети — это восьмое чудо света. Понять, что они хотят, бывает очень тяжело. Сегодня они «на ты» с компьютером, их не надо учить нажимать на кнопки и это надо использовать, — отметил педагог. — На компьютерной графике пятиклассники создают чертежи, в старших классах дети уже пробуют из готового чертежа сделать деталь и собрать ее в общее изделие. В нашей школе 2D и 3D-моделированием постоянно занимаются около 25 человек. В начале декабря мы планируем открытие ресурсного центра для учителей черчения. Наша цель погрузить учителей в проблему, заинтересовать их, чтобы по нашему региону пошло развитие 3D-моделирования. Один час черчения не решает проблему графической грамотности».

Андрей Павлов и Алексей Петроченко принимают поздравления
Андрей Павлов и Алексей Петроченко принимают поздравления

В перерывах между секциями участники форума могли посетить технологическую зону, где были представлены решения АСКОН (системы КОМПАС-3D, ВЕРТИКАЛЬ, ЛОЦМАН:PLM, ЛОЦМАН:ПГС) и компании 3Dconnexion, задать специалистам вопросы по технической тематике, узнать о возможностях использования ПО в учебном процессе.

Андрей Павлов и Алексей Петроченко принимают поздравления
Андрей Павлов и Алексей Петроченко принимают поздравления

В рамках форума прошло награждение победителей конкурса «Информационные технологии на моих уроках черчения». Ими стали Наталья Терехова, учитель технической графики школы №549 г. Москвы, Ирина Мясникова, учитель технологии школы № 18 г. Москвы и Тамара Матвеева, учитель черчения школы здоровья № 533 г. Москвы (подробнее о конкурсе).

Наталья Терехова
Наталья Терехова
Ирина Мясникова
Ирина Мясникова
Тамара Матвеева
Тамара Матвеева

Форум дал преподавателям вузов и учителям школ возможность почувствовать, что они все вместе — настоящая команда, которая работает ради общей цели — сделать так, чтобы инженерное творчество и заслуженные победы вдохновляли ребят на предстоящие профессиональные свершения.

Руководитель проекта «Лошадь» Алексей Опарин
Руководитель проекта «Лошадь», получившего Специальный приз экспертной комиссии
«За моделирование сложных форм», Алексей Опарин
(Удмуртский государственный университет) принимает подарок —
напечатанную на 3D-принтере лошадку от ГК «АйтиКонсалт»
3D-манипулятор от компании 3Dconnexion
3D-манипулятор от компании 3Dconnexion в подарок победителям Конкурса
в Тяжелой весовой категории — более 1000 деталей в сборке:
проект «Зерноуборочный комбайн» студента 4 курса Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии Александра Коваленко и его руководителя Игоря Пономаренко был признан лучшим

Источник.