Сегодня, 27 мая, в Петергофе открылся юбилейный бизнес-форум «Белые ночи САПР 2014». А накануне вечером более 100 участников форума собрались в неформальной обстановке, чтобы подискутировать о том, должен ли процесс автоматизации идти снизу, от конструкторов, или правильнее «спускать» ИТ-системы сверху, от руководства; что первично — CAD или PDM; в чем камень преткновения при переходе на безбумажные технологии; какие подводные камни встречаются на пути управления качеством и о других насущных проблемах.


Первая часть дискуссии была посвящена обсуждению реальной ценности 3D-технологии. Кто-то считает ее современным стандартом проектирования, кто-то — основой всех инженерных и производственных процессов, а кто-то, как выяснилось, полагает, что проектирование в 3D-пространстве на большинстве предприятий находится на уровне «карет, оснащенных мотором». Приглашенными экспертами выступили Валерий Будников, заместитель директора ИТМФ по ИТ ФГУП «Российский федеральный ядерный центр «Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики», где внедряется Сквозная 3D-технология АСКОН, и Владимир Заботин, директор по ИТ ЗАО «УГМК-Рудгормаш», где на базе программных продуктов АСКОН полностью автоматизирована цепочка прохождения заказа от заявки до производства.


Владимир Заботин: «Мы производим достаточно сложную продукцию, и у наших конструкторов, как правило, мало времени, чтобы подготовить документацию для производства. Поэтому именно конструкторы однажды пришли к нам, айтишникам, и сказали, что запутались в объеме документации и нуждаются в системе, которая дала бы необходимый инструментарий и позволила упростить их работу».

В ходе оживленной вечерней беседы аудитория согласилась, что подхода к автоматизации «снизу» или «сверху» недостаточно — нужен взгляд сбоку, позволяющий найти технически оптимальное решение. В плоскости компромисса прошло обсуждение и другого актуального вопроса: нужно ли подбирать PDM-систему под CAD, или наоборот — CAD под PDM. С одной стороны именно конструктор является поставщиком информации для PDM, с другой — внедрение PDM может стать импульсом к полному переходу на 3D-технологии, а с третьей — главное, чтобы системы могли «дружить».

Начальник конструкторской службы ЗАО «ОЗНА-Измерительные системы» Дилара Валитова в разгар дискуссии не могла не поделиться опытом своего предприятия: в «ОЗНА-Измерительные системы» внутри конструкторского и технологического подразделения обмен данными проходит только в электронном виде, точно так же осуществляется нормоконтроль, предварительный расчет стоимости заказа, а скоро цифровые данные будет получать и использовать и производство.


Вторая часть встречи прошла в обсуждении подходов к риск-менеджменту и управлению несоответствиями качества. Экспертами в этом профессиональном разговоре выступили Александр Авербух, начальник отдела автоматизированных систем УИТ ООО «ДС СЗРЦ Концерна «Алмаз-Антей», и Валерий Сидоров, менеджер службы заказчика ОАО «Северсталь».


По мнению Валерия Сидорова, заниматься менеджментом качества продукции можно, лишь когда есть соответствующие потребности у потребителя и когда руководитель видит в управлении качеством возможность повышения конкурентоспособности. Участники дискуссии отметили, что проработка рисков, связанных с качеством продукции, должна происходить еще на стадии техзадания и сопровождать весь процесс выпуска изделия от проектирования до производства.

Другим острым вопросом стала постановка измеримых целей проекта через анализ бизнес-процессов. Александр Авербух нашел в зале понимание, отметив, что зачастую предприятие оказывается не готово к автоматизации бизнес-процессов, хотя перед ним уже поставлена цель в определенный срок «внедрить и отчитаться». «Самое страшное — это когда в рамках внедрения конкретного продукта под него начинают ломать существующие бизнес-процессы, - сказал он. - Это ухудшает отношение будущих пользователей к системе, сколь бы хороша она ни была, так как ее начинают ассоциировать с новыми проблемами в работе. Зачастую у подразделения, где происходит внедрение, нет аналитика, который мог бы описать бизнес-процессы. В итоге получается, что цель все понимают, а средства ее достижения внятно описать никто не может».

Участники дискуссии сошлись во мнении, что прежде, чем внедрять информационные технологии, нужно подумать об организационной структуре, о процессах, проанализировать их, назначить ответственных, определить ключевые метрики и лишь тогда, поняв, где же находятся те самые узкие места, воспользоваться автоматизированными системами, как лекарством. Тогда и обосновывать необходимость любых ИТ-проектов будет легче, а демонстрировать результат куда проще.

Так прошел предварительный день Форума «Белые ночи САПР 2014». Самое интересное впереди — следите за новостями!


Источник.