Единая модель BIM: уточнения к терминологии

Владимир Талапов

Как уже отмечалось ранее, единая модель возводимого объекта – основа BIM, являющаяся принципиальной и неотъемлемой частью любой реализации этой технологии. Только через единую модель можно иметь полную, согласованную и проверенную информацию по зданию. Если нет единой модели – это не BIM.

В настоящее время в публикациях по теме информационного моделирования зданий и сооружений встречается много разных терминов, содержащих слово «модель»: архитектурная модель, физическая модель, конструктивная (конструкторская) модель, аналитическая модель, расчетная модель и т.п. Часто эти термины используются в различных, иногда противоречащих друг другу смыслах, вызывая бурные споры и взаимное непонимание среди проектировщиков, возникающее практически «на ровном месте». Попробуем во всем этом разобраться.

На самом деле все очень просто – концепция BIM предполагает единую и единственную модель, которая называется информационной моделью здания.

Тогда возникает вопрос, откуда взялись в терминологии проектирования все остальные модели? Ответ достаточно простой – это в основном дань традиционному подходу в проектировании, когда каждый специалист делал свой раздел проекта, полностью отвечал за этот раздел, а другим специалистам передавал комплект своих чертежей (хорошо, если полный и окончательный), который именовался соответствующим разделом проекта (архитектурным, например).

Когда появилось компьютерное (еще не информационное) моделирование, такое деление узаконилось с приставкой «модель» (визуализационная, расчетная и т.п.). Эти модели были разрозненны, подчас технологически не состыкованы (реализовывались в не связанных между собой программах) и выполняли самостоятельные функции при решении определенных задач. Фактически речь шла о компьютерном моделировании (макетировании) отдельных разделов проекта. Выполнявшие эти модели специалисты также обычно мало контактировали друг с другом.

Например, визуализатор, работая в 3ds MAX над своей «визуализационной» моделью, нисколько не заботился о том, что конструктор в это время в SCAD рисует расчетную схему каркаса здания, меняя что-то в проекте. Их модели друг с другом не пересекались, что и заложило определенные традиции в современное проектирование – многие до сих пор не считают нужным информировать коллег о вносимых в проект изменениях, что говорит о явном понижении общего уровня проектной культуры.

Другой результат разрозненного моделирования – появление «узких» специалистов, которые работают только над конкретными задачами (та же визуализация или расчет конструкций) и поэтому совершенно не интересуются другими разделами. Например, визуализатора совершенно не интересует, что у здания внутри, а конструктора – что находится вокруг балок и колонн. Подчас от некоторых даже профессиональной подготовки не требуется. Типичное объявление: «В проектную организацию нужен человек со знанием 3ds MAX». Обратите внимание - не архитектор, а со знанием 3ds MAX! Действующие проектировщики приведут массу подобных примеров. А также их последствий.

В технологии BIM, как я уже отмечал, есть только единая информационная модель здания. Что же тогда означают все остальные модели? Ответ прост – это либо части, либо виды (представления) единой модели.

Рис. 1. Кристина Ритерман. Проект 25-этажного жилого дома. Показаны общий вид здания и его железобетонный каркас. Справа – другой вид единой модели (каркас с заданными нагрузками). Работа выполнена в Revit Architecture, Revit Structure и Robot Structural Analysis. НГАСУ(Сибстрин), 2011.

Первый случай – результат конкретной организации работы проектировщиков, а также величины и характера проекта. Как правило, архитектор делает архитектурную часть проекта, конструктор – каркас здания, смежники – инженерное оборудование. Отсюда и многочисленные названия. Это могут быть как отдельные файлы, так и части общего файла с разграничением уровня доступа (все зависит от конкретных BIM-программ, объема и условий проекта). Но все они – неотъемлемые части единой модели.

Часто приводят укрупненную схему последовательного выполнения проектных работ архитектор-конструктор-смежник и говорят, что каждый из них создает свою модель. С моделями это так, но при традиционном проектировании. Что касается расположения специалистов в этой цепочке, то оно может быть и другим. Например, при проектировании промышленных объектов все начинается с оборудования, а архитектор будет на последнем месте. У многих специальных сооружений все начинает конструктор, а при реконструкции существующих зданий работы могут вестись вообще одновременно. В BIM все это задает последовательность работы с единой моделью.

Различные виды (представления) единой модели – новое явление в нашей проектной жизни, которое еще не все осмыслили. Мы уже привыкли к перспективным видам модели, да еще с материалами, облаками и тенями. Конструкторы, как правило, говорят, что им трехмерные виды вообще не нужны, хотя ими пользуются. Но в технологии BIM видами (представлениями) единой модели являются и планы этажей, и разрезы, и чертежные листы, и спецификации, и сетевые графики, и даже расчетные схемы (иногда именуемые аналитическими моделями), и еще многое другое.

Особое место в обсуждаемом «модельном» ряду занимает физическая модель – под этим термином чаще всего понимается само здание (при проектировании это – предполагаемое здание) как некая альтернатива компьютерной модели.

Думается, что после перехода проектных коллективов на новую внутреннюю организацию «специалист-моделировщик-чертежник» (а многие в ней на самом деле уже сейчас работают) ясность в «модельной» терминологии наступит гораздо быстрее.


Источник.